?

Log in

No account? Create an account

Ингвар Кампард: Идея, которая стала IKEA

« previous entry | next entry »
окт. 27, 2008 | 10:44

ИКЕА Ингвар Кампард

Любители подсчитывать чужие состояния давно гадают, кто богаче — Билл Гейтс или все-таки швед Ингвар Кампард. Сложность состоит в том, что точных данных так и не получено: по разным оценкам, состояние Кампарда оценивается от 18 до 53 миллиардов долларов. Так или иначе, деньги немалые. 


Этот человек в школе действовал на нервы учите­лям, которые долго не могли научить его читать. Он не имел высшего образования и никогда даже близко не подходил к университету. Стратегию бизнеса, кото­рую он применил в своей компании IKEA, изучают во многих высших учебных заведениях Европы. Иногда о Кампарде говорят, что его жизнь похожа на судьбу персонажей из сказок братьев Гримм. Биографы Кам­парда считают, что увлечение торговлей передалось Ингвару по наследству. Хотя в 1897 году фирма, ко­торой владел дед будущего миллиардера, оказалась на грани банкротства. Дед не смог заплатить по заклад­ной и покончил жизнь самоубийством. Спасти ситуа­цию смогла бабушка Ингвара (к слову, убежденная национал-социалистка) — именно ее пример научил Кампарда побеждать обстоятельства, используя ос­новной капитал человека — труд и силу воли.

Первые торговые сделки молодой Кампард совер­шил еще в раннем детстве. Когда Ингвару было пять лет, его задел за живое и поразил рассказ о жизни шведского «спичечного короля» Ивара Крюгера, сде­лавшего свое состояние на производстве знаменитых
шведских спичек. Ингвар уговорил отца привезти ему из Стокгольма сотню спичечных коробков и с прибы­лью продал их в близлежащей деревне, в которую он ездил на велосипеде. Потом он поставил торговлю на регулярную основу и расширил ассортимент за счет пасхальных открыток, пойманной им самим рыбы и собранной в лесу брусники. Продолжение предпри­нимательской деятельности шло уже в школе. Начи­нающий предприниматель приобретал оптом каранда­ши и спички, которые затем в несколько раз дороже перепродавал одноклассникам. Что характерно, его первым покупателем стала бабушка. После ее смерти среди ее вещей обнаружились десятки карандашей, точилок, стирательных резинок и коробок со спичка­ми, купленных у Ингвара.

Поощряемый на своем предпринимательском пути, Ингвар открыл свою первую фирму, когда ему было пятнадцать лет. На открытие собственной фирмы по­шли деньги, которые когда-то подарил Ингвару отец: эти средства должны были обеспечить университет­ское образование Кампарда. Фирма торговала по ка­талогам различной мелочью. Дело пошло успешно, и Ингвар стал подумывать о том, что фирме пора иметь название. В ее названии Ингвар зашифровал заглав­ные буквы своего имени, фамилии, фермы, где он ро­дился (Ельмтарюд), и деревни, в которой вырос (Агун-нарюд). Так родилось известное на весь мир название IKEA. Сейчас эта империя состоит из почти двухсот магазинов более чем в тридцати странах мира. А на заре существования IKEA продавала ручки, кошель­ки, рамки для картин, часы, бижутерию и нейлоновые чулки в ближайшие деревни. Как только появлялся спрос на какой-то товар, Кампард сразу же стремил­ся предложить такой же, но по более низкой цене. Этоимело успех. Денег от фирмы хватило, чтобы продол­жить учебу. Отказавшись от затеи поступить в уни­верситет, в 1945 году Кампард окончил Высшую ком­мерческую школу в Гетеборге. Число клиентов Кам-парда и ассортимент продукции за короткий срок рас­ширились до такой степени, что Кампард уже не мог лично развозить товары. Тогда он решил попробовать доставку по почте. Заказы он собирал, публикуя в ме­стных газетах рекламные объявления. Первым авто­мобилем Кампарда стал подержанный молочный фур­гон. На нем Ингвар доставлял заказы на ближайшую железнодорожную станцию, оттуда они отправлялись покупателям.

В конце 1940-х послевоенная Европа восстанав­ливала дома сотнями и тысячами, и покупка мебели была одной из основных тем всех уличных разговоров. В 1947 году Кампард решил расширить ассортимент за счет посылочной торговли мебелью. Вскоре Ингвар приобрел старый завод, где стал выпускать дешевую мебель. Такая торговая политика стала причиной бой­кота, который в конце 50-х годов объявила Кампар-ду шведская национальная ассоциация продавцов ме­бели, возмущенная низкими ценами на продукцию IKEA. Молодой финансист нашел выход: он приобрел часть компонентов, необходимых для сборки мебели, у польских поставщиков по весьма скромной цене. Надо отметить, что в те времена в Швеции так бизнес не делался. Но Кампард — сделал, тем самым заложив основы всей структуры своего бизнеса: размещать за­казы на товар в тех странах, где это стоит дешевле.
В начале 60-х годов Кампард побывал в Соединен­ных Штатах, где в то время набирали обороты огром­ные магазины самообслуживания. Глядя на весь этот размах, владелец мебельной компании представил, как может выглядеть подобный мебельный супермар­кет, где покупатели сами складывают товары в тележ­ку и везут их к своим автомобилям. Подумано — ска­зано, сказано — сделано. В 1963 году в Стокгольме открылся Kungens Kurva, первый подобный магазин IKEA (и ее первый магазин за пределами Швеции!), площадью 45 800 квадратных метров. При строитель­стве Кампард проявил и эстетический вкус — круглая форма магазина была «снята» с Музея современного искусства Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Начиная подобное предприятие, Кампард сам не мог предугадать, насколько успешным оно окажется. Покупатели буквально валом валили в новый магазин. Ежедневно в двери IKEA входило до тридцати тысяч человек. Клиенты не помещались в торговом зале, а персонал не успевал выкладывать товар. И тогда Кам­пард пошел на беспрецедентный шаг. Он приказал... открыть покупателям доступ на склад. Опыт оказался столь удачным, что с тех пор такой формат торговли стал фирменным стилем IKEA.

В 1951 году IKEA выпустила свой первый каталог. Сейчас фирменные каталоги регулярно получают жи­тели многих городов мира, а их общий тираж по всему миру достигает 120 миллионов экземпляров в год.

Еще через четыре года произошло другое знамена­тельное событие. Кампард читал претензию клиента, в которой тот жаловался, что заказанная им тумба была доставлена с переломанными ножками. Тогда-то Ингвару и пришла в голову идея поставлять мебель в разобранном виде. Вместе с инженерами он принялся за поиск простой и посильной каждому клиенту само­стоятельной сборки мебели. Что, в свою очередь, зако­номерно привело к разработке собственных моделей мебели. В 1956 году IKEA впервые разместила заказна выпуск мебели своей разработки, которую покупа­тели собирали сами. И эта новинка пришлась клиен­там по вкусу.
Бизнес все больше расширялся, и в 1958 году Кам-пард решил перейти в розничную торговлю. Первый магазин IKEA открылся в шведском городе Эльм-хульт. Для реализации этого проекта число сотруд­ников компании пришлось увеличить до ста человек. Чтобы привлечь покупателей, в магазине по бросовым ценам продавали багажники для крыш автомобилей. Тем более, что эти багажники просто идеально подхо­дили для перевозки разобранной мебели — ну, а где такую мебель можно купить, покупатель и не сомне­вался. Через год продажи IKEA выросли вдвое, и Кам-пард так прокомментировал успех: «Продажа шести­сот стульев по доступной цене дает больше прибыли, чем продажа шестидесяти дорогих».

Но во всей этой истории есть одно «но». Это — тот камень преткновения, на который напарывались мно­гие крупные предприниматели, — тот самый, кото­рый в свое время остановил победное шествие Рок­феллера. Естественно, это демпинг. Чем больше мага­зинов открывала IKEA, тем ниже становились в них цены. И конкуренты предъявили Кампарду обвинение в демпинговой политике. В начале 60-х годов мебель­ные фабрики Швеции начали настоящий «крестовый поход» против монополизма IKEA. К участникам по­хода присоединились и некоторые газеты, выступаю­щие против «порочной практики». Стремясь заста­вить IKEA взвинтить цены, поставщики отпускали компании материалы по более высоким ценам. Кампард держал оборону, но понимал, что долго он не про­держится.

Не учли конкуренты одного: как-то не задума­лись, что кроме Швеции, существуют и другие стра­ны. В 1880-х годах предки Кампарда в поисках луч­шей доли переселилась из Судетской области Герма­нии на юг Швеции, в провинцию Смоланд, — поэтому ростков патриотизма Кампард в себе не сильно ощу­щал. Через несколько месяцев после начала «кресто­вого похода» он нашел замену шведским поставщи­кам в лице социалистической Польши. Поляки были рады делать мебель такого же качества, как шведы, но по более низкой цене. Этот шаг спас IKEA, более того — поднял еще выше. Заказы размещались по всему миру, а критериями отбора поставщиков стали качество и низкие цены. Вместе с тем, такая ценовая политика привела к тому, что во многих странах ме­бель IKEA стала ассоциироваться с чем-то дешевым и непрестижным. А руководство компании отвечает просто: «Результаты социологических исследований в любой стране одинаковы: наша мебель никому не нравится. А когда открывается новый магазин, от по­купателей нет отбоя».

Среди характерных черт личности Кампарда выде­ляется его скупость. Впрочем, это же качество можно рассматривать как экономность. «Каждая крона — это крона», — говаривал Кампард, подтверждая это на практике. Его основное средство передвижения в заграничных поездках — не такси или арендованный автомобиль, а общественный транспорт. В поездах — только билеты во второй класс. Никаких носильщи­ков. В командировках он выбирает трехзвездочные отели; если завтрак входит в стоимость, он наедается до отвала, чтобы хватило до конца дня. Дорогим ресто­ранам он всегда предпочитал дешевые забегаловки, а дорогой одежде в фешенебельных бутиках — дешевыераспродажи. Так что же это — скупость, жизненное кредо или все тот же личный пример? Возможно, что и последнее. По словам самого Кампарда: «Как я могу требовать бережливости от людей, которые на меня ра­ботают, если буду проводить время в роскоши и ком­форте?»

Бережливость Кампарда передалась его сыновьям. Младший, Матиас, рассказывал, как в студенческие годы корчевал на каникулах лес в усадьбе собствен­ных родителей, — а отец платил ему меньше, чем на­емным рабочим. После учебы Матиас на общих осно­ваниях поступил на работу в один из торговых центров IKEA. «Моя первоначальная зарплата была настолько маленькой, что иногда мы с женой еле сводили концы с концами. Выручали только дешевые обеды в кафе IKEA».
Предметом большой гордости стало для Кампарда сравнение его с Генри Фордом. Сам Ингвар считает, что, он, как и Форд, «сделал доступными для боль­шинства населения товары, которые раньше относи­лись к предметам роскоши».

Метки:

Ссылка | Оставить комментарий |

Comments {0}