?

Log in

No account? Create an account

Стивен Джобс: «Мой путь — это лучший путь»

« previous entry | next entry »
сент. 10, 2008 | 12:17

Стив Джобс. Истории успеха

Имя Стивена Джобса ассоциируется с корпо­рацией Apple и одноименной, всемирно из­вестной торговой маркой. Во время расцве­та компании Apple ее акции по цене были сравнимы только с акциями Ford времен бума 50-х годов. В рей­тинг журнала «Fortune 500» Apple попала быстрее, чем любая другая компания в мире. Apple давно пере­стал быть просто успешным товаром, и превратился в нечто большее — философию бизнеса.

Стивен Джобс не был тем гением, который изобрел персональный компьютер. Первый ПК Apple обязан своим появлением на свет школьному другу Джобса, человеку по имени Стефан Возняк (на американский манер — просто Воз). Заслуга Джобса, крестного отца ПК, в том, что он привел идею Возняка в исполнение. Если Воз, не покладая рук, трудился над созданием Apple I, то Джобс работал над развитием производст­ва, вкладывая в проект столько энергии, сколько было в этом сильном, харизматическом человеке. Как ска­зал Реджис Маккенна, пресс-секретарь Apple comput­ers во времена ее становления: «Я не отрицаю, что Воз сделал хорошую машину. Но эта машина так и оста­лась бы в магазине самоделок и по сей день, если бы не Стивен Джобс. Возу повезло, что он объединился с ним».

Apple не был первым совместным коммерческим проектом Воза и Джобса. Еще в школьные годы они смастерили загадочную «голубую коробку», кото­рая действовала наподобие блокиратора, не позволяятелефонной компании регистрировать междугород­ние звонки. Производство «голубых коробок» было поставлено на широкую ногу: Воз мастерил, а старше­классник Джобс продавал.
По той же схеме Воз и Джобс действовали при соз­дании и реализации Apple.
Джобс не создал ни одной из составных частей мик­ропроцессорных персональных компьютеров, он во­обще не касался технической части проектов. Ав­тором всех технологий был Стив Возняк. Такое чет­кое разграничение обязанностей неминуемо должно было привести или к триумфу, или к полному краху. Но в самом начале строить гипотезы было рано. Хотя Джобс бы с этим поспорил: он-то никогда не сомневал­ся, к чему идет.

Как водится, денег на производство первых экзем­пляров ПК катастрофически не хватало. Чтобы спа­сти положение и сколотить стартовый капитал, Воз по настоянию Джобса продал свой «Фольксваген», а Джобс — невероятный калькулятор стоимостью в 1300 долларов. Причем, Джобс одновременно сделал мастерскую из гаража, помещение для персонала — из спальни и склад — из гостиной. Маленькая деталь: дом, который был столь бесцеремонно переоформлен в фабрику, был собственностью родителей Джобса, а не его личной. А ведь родители отнюдь не были ни мягко­телыми мещанами, ни фанатичными коммерсантами: они банально уступили напору авторитарного сыноч­ка. Который, кстати, был их приемным сыном.

Стараниями Воза и Джобса Apple I увидел свет в 1976 году. Им не удалось стать первопроходцами: пер­вый программируемый компьютер уже был известен малой доле общественности, и назывался он «Альтаир 8800». По счастью, из-за технических характеристик «Альтаир» не удалось классифицировать как персо­нальный компьютер: эта машина не была предназна­чена для накопления информации и вызова данных с помощью пользовательских программ. Как бы то ни было, история судит строго: первый настоящий ПК — не «Альтаир 8800», так и не вышедший на рынок, а Apple I. Эта машина и стала тем изобретением, которое совершило один из величайших переворотов в техни­ческой мысли. В итоге, Джобс сумел продать неболь­шое количество экземпляров ПК розничным торгов­цам, которые, опять же под его напором, выложили доллары за совершенно неизвестный продукт.

Погодком и потомком Apple I стал Apple II, пер­вый ПК, которому функционально соответствуют со­временные компьютерные стандарты. Apple II обла­дал и внешним программированием, и клавиатурой, и цветным монитором. Пора ли было праздновать по­беду? К сожалению, до триумфа Джобсу и Возу было еще далеко.

Специалисты того времени были единодушны в сво­ем приговоре: персональный компьютер — штука для любительского пользования, которая никогда не зай­мет мало-мальски важного места ни на рынке, ни в главных общественно-политических сферах. Проще говоря, предрекали полный провал и утверждали абсо­лютную бессмысленность изобретения. Специалисты даже не поленились объединиться в маленький «кре­стовый поход» против Apple, во главе похода поставив корпорацию IBM. «Крестоносцы» заявили, что некая потребительская аудитория у Apple все же может по­лучиться, и эта аудитория — радикальные длинно­волосые хиппи. По тем временам это было примерно то же, как сейчас заявить изобретателю, что потен­циальный покупатель его детища — гастарбайтер состройплощадки. К слову, в числе пророков оказались такие гении бизнеса, как Нолан Бушнель, создатель индустрии видеоигр и председатель правления ком­пании «Атари»; Роберт Нойс, изобретатель интеграль­ных микросхем и создатель «Интел»; Билл Хьюлетт, изобретатель калькулятора и основатель компании «Хьюлетт—Паккард». Возможно, первый недолюбли­вал лично Джобса, которому некогда дал рабочее место в «Атари», а последний лично имел зуб на Возняка, бывшего в свое время сотрудником его компании.

Правда, IBM вскоре переменила мнение, и еще бо­лее сузила круг потребителей, предсказав Apple, что пользоваться их машиной будут ее же изобретатели, и не более. Как бы то ни было, к мнению IBM присоеди­нились еще семь более мелких фирм-подхалимов, ко­торые вместе умудрились создать вокруг Воза и Джоб­са атмосферу цивилизованной травли, которая, по за­кону неведомого рока, сыграла в судьбе Apple самую благотворную роль: первоначально Воз намеревался продать авторские права на свое изобретение, но не­верие возможных покупателей было велико, а скепсис столь велик, что предложение Воза о продаже просто осмеяли. Тем не менее, Воз успел практически пере­дать чертежи машины компании «Хоумбрю Клаб»: как всякий изобретатель, он желал, чтобы его про­ект получил настоящую жизнь, даже если для этого изобретателю пришлось бы от него отказаться. Тогда Джобс применил все ведомые ему методы убеждения, чтобы отговорить Воза от опрометчивого шага.
Партнеры оказались перед выбором: прислушаться к компетентному мнению или пойти неведомым и рис­кованным путем. Неизвестно, как бы разворачивались события, если бы в дело не вступил легендарный ха­ризматический, увлеченный, пробивной темперамент Джобса. Крестный отец Apple не сомневался, что пер­сональный компьютер потенциально обладает огром­ной потребительской аудиторией. Он сумел передать свою уверенность партнерам, в том числе и самому Возу, и началась долгая эпопея под названием «про­движение ПК на рынок». Воз, талантливый изобрета­тель, инженер, инноватор, лишенный всякой коммер­ческой жилки, согласился с партнером, но сообщил, что не берется за раскрутку проекта. Эту задачу при­нял на себя девятнадцатилетний Джобс. Справедливо­сти ради уточним, что оба партнера не имели марке­тингового образования, а опыт работы в коммерции у них был весьма ограниченный. Что уж там говорить даже о технических знаниях — Джобс бросил колледж после первого же семестра, а Воз продержался в тех­нологическом институте немного дольше, но все равно не дотерпел до получения диплома.

Зато уверенности и интуиции у них было — хоть отбавляй. Не имея представления даже о том, что не­обходимо участвовать в крупных дистрибьюторских организациях, Джобс и Воз умудрились вообще обой­тись без дистрибьюторов. Хотя все те же специалисты уже не качали головами, а крутили пальцами у виска. Они-то знали, что Джобс и Воз идут на неоправданный риск, а вот Джобс и Воз этого не знали. Они не имели понятия обо всех сложностях, которые ждут их на вы­бранном пути, как не представляли, как вообще нуж­но по этому пути двигаться.

И самое удивительное, что в итоге они добились ус­пеха. Очень быстро: уже к 1980 году. Сила духа, готов­ность к риску, развитая интуиция — три кита, на ко­торых Джобс и Воз построили рынок, в течение пяти лет достигший объемов в 30 миллиардов долларов. Рынок ПК был приравнен к процветающему рынкувычислительных машин. С оговоркой на то, что рынок вычислительных машин достиг такого успеха за три­дцать лет, а рынок ПК уложился в классическую пя­тилетку. Отдельных слов заслуживает неподражаемое упрямство руководства IBM. Революция уже сверши­лась, a IBM все еще не верила в нее. Компания открыто и даже агрессивно игнорировала рынок персональных компьютеров. Но и этот титан сдался в 1980 году, став основным производителем ПК в мире. Тогда уже не приходилось ругать рынок, приносящий космические доходы. Рынок, который был создан Стивом Джобсом по прозвищу «Его величество», говорившим: «Мой путь — это лучший путь».
Метки:

Ссылка | Оставить комментарий |

Comments {0}